Тахографы устанавливают для защиты жизни и здоровья водителя, пассажиров и остальных участников движения, а так же для соблюдения сохранности грузов и различных регламентов перевозок (государственных и частных). Обязательна установка систем тахографического контроля на следующие виды колёсного транспорта:
01
Обязательны к установке
На транспортные средства для коммерческих пассажирских перевозок (более 8 мест для сидения, не считая водительское) с допустимой максимальной массой до 5 тонн (категория M2 ) и более 5 тонн (категория M3).
Пассажирский транспорт
Перевозка опасных грузов
На транспортные средства категорий N2 и N3, предназначенные для перевозки опасных грузов.
Средний грузовой транспорт
На транспортные средства с допустимой максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2).
Тяжёлый грузовой транспорт
На грузовые транспортные средства с допустимой максимальной массой более 12 тонн (категория N3)
02
Система тахографического контроля
Самая простая система тахографического контроля, устанавливаемая на транспорт, состоит из бортового устройства (БУ) или собственно тахографа, датчика движения и комплекта для монтажа всех этих компонентов на автомобиль. В зависимости от производителя система может расширяться блоком приёма сигналов ГНСС (ГЛОНАСС/GPS), модулем мобильной связи (1 или несколько слотов для SIM-карты + разъём для подключения GSM/GPRS-антенны + сама GSM/GPRS-антенна), датчиком ускорения, кнопкой аварийной ситуации и т. п.
Бортовое устройство (БУ)
1
Собственно сам тахограф, записывающий данные о поездке и деятельности водителя.
Датчик движения
2
Замеряет изменения угловой скорости зубчатого ротора выходного вала коробки передач и передаёт эту информацию в БУ.
АКБ
3
Питание на тахограф подаётся напрямую от штатного аккумулятора ТС по отдельному проводу.
Антенна ГЛОНАСС/GPS
4
Получает координаты ТС от глобальных спутниковых систем навигации ГЛОНАСС/GPS
Тахограф должен непрерывно записывать информацию без возможности её корректирования и позволять при проверке гарантированно определять попытки её фальсификации. Поэтому устанавливать, калибровать и активировать и ремонтировать тахографы можно только в мастерских, имеющих на это лицензию ФСБ и включённых в перечень ФБУ «Росавтотранс». В стране приблизительно 1 200 таких аккредитованных сервисных центров.
03
Как это работает
Бортовое устройство тахографа защищено от вскрытия пломбой и внутри скрывает следующие элементы:
1
Устройство обработки данных и блок памяти
Здесь записано ПО для непрерывной фиксации информации о скорости и маршруте ТС, действиях водителя (работа/отдых) и хранятся данные, не требующие регистрации в некорректируемом виде.
2
Блок СКЗИ (средство криптогра-фической защиты информации)
Сохраняет необходимы данные без возможности корректирования для борьбы с манипуляциями и позволяет выявлять попытки фальсификации режимов работы водителя, пробега и скорости ТС.
3
Устройства считывания карт
Идентифицирует водителей и других пользователей тахографа, позволяя получать различные права доступа к сохранённой информации в соответствии с их компетенциями. При работе с тахографом применяется 4 типа карт.
4
Дисплей
Наглядно отображает режимы работы, события и команды, позволяющие управлять тахографом даже не зная языка, установленного в настройках этого прибора. Важная информация помимо визуализации выделяется звуковыми предупреждениями.
5
Печатающее устройство
Моментально выдаёт достоверную информацию о соблюдении нормативов отдыха и работы водителя контролёру (например, сотруднику ГИБДД). В случае нарушений выписывается соответствующее постановление или принимаются иные меры.
6
Интерфейсные разъёмы для быстрого доступа
Защищенные заглушкой разъёмы на передней панели (USB и k-line) позволяют легко выполнять сервисные мероприятия, загрузку/выгрузку данных, подключать вспомогательное оборудование (клавиатура, модули расширения и т. п.
СКЗИ тахографа
Программно-аппаратное шифровальное средство (микропроцессорная пластиковая карта с защитной графикой и текстовой информацией о владельце карты на своей поверхности), обеспечивающее с помощью алгоритмов криптографического преобразования регистрацию и хранение информации в некорректируемом виде в защищенной памяти; преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах ТС. Информация о перемещении ТС и режимах деятельности водителя за последние 365 дней хранится в трёх местах:
04
1
В СКЗИ записывается информация без возможности её корректирования.
2
В памяти тахографа хранятся данные, не требующие регистрации в некорректируемом виде.
3
Все данные копируются на компьютер транспортного предприятия, которому принадлежит ТС.
СКЗИ имеет персональный идентификационный номер (ПИН) из четырех цифр для аутентификации карты. СКЗИ обеспечивает:
идентификацию и аутентификацию владельца карты;
определение полномочий доступа владельца карт;
конфиденциальность и целостность информации при обмене с тахографом.
Активация тахографа (активизация СКЗИ) – внесение в СКЗИ с использованием карты мастерской установочных данных (идентификационные данные (ИД) ТС и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи СКЗИ тахографа). Активация выполняется при:
установке на ТС нового тахографа;
переносе тахографа с одного автомобиля на другой;
ремонте тахографа с заменой СКЗИ (поломка или окончание срока эксплуатации).
Калибровка тахографа – обновление или подтверждение параметров ТС в СКЗИ тахографа.
Карты для тахогрофа
Для работы с тахографом необходима смарт-карта, которая идентифицирует пользователя и определяет уровень его доступа к записанной информации в зависимости от одного из 4-х видов деятельности:
05
водитель;
контролёр;
сотрудник аккредитованной сервисной мастерской;
работник автопредприятия.
Возможности карт цифровых тахографов:
Аутентификация осуществляющего доступ к тахографу субъекта.
Чтение и запись данных с установленными правами доступа.
Вычисление электронной подписи хранящихся на карте данных.
Проверка электронной подписи.
Установка настроек параметров тахографа и активация его СКЗИ.
НЕТ
НЕТ
Индефикационных данные, которые хранит карта:
Номер карты.
Серийный номер микропроцессора, встроенного в карту.
Учётный номер карты СКЗИ.
НЕТ
Наименование и адрес организации, изготовившей карту.
НЕТ
Наименование организации, выдавшей карту.
Адрес организации, выдавшей карту.
НЕТ
Дата выдачи карты.
Срок действия карты.
Имя и фамилия держателя карты.
НЕТ
НЕТ
Дата рождения держателя карты, номер его водительского удостоверения и наименование органа, выдавшего его.
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Данные о проверочных операциях.
НЕТ
Данные о использовании ТС и показания счётчика пробега.
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Внесение вручную водителем координат ТС на момент начала/конца ежедневных периодов работы, типах событий и видах неисправностей, обнаруженных тахографом с введенной в него картой.
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Дата, время и типы проверок (вывод на дисплей/печать, загрузка данных с бортового устройства/карты).
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Регистрационный номер ТС.
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Название и адрес контролирующего органа.
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Название и адрес мастерской.
НЕТ
Данные об осмотрах и отремонтированных ТС.
НЕТ
Данные о событиях и неисправностях.
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Периоды работы.
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Название и адрес автотранспортного предприятия.
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Период, за который загружаются данные.
НЕТ
НЕТ
Номер проверенной карты водителя и наименование организации, выдавшей карту.
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Корректировка ИД ТС, данных о регулировке устройства ограничения скорости, показаний счётчика пробега (новые/прежние), дата и время (новые/прежние).
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Чтение и запись данных с установленными правами доступа.
Дата, время и типы осуществленных транспортным предприятием действий (блок./разблок. БУ, загрузка данных с тахогрофа/карты).
НЕТ
НЕТ
НЕТ
Срок действия карты (не более).
3 года
1 год
2 года
3 года
Сбор и анализ данных
Собранные тахографами данные переносятся на компьютер с помощью считывателей смарт-карт водителей, которые могут быть как стационарными, так и мобильными. Затем, используя специализированное ПО, информация анализируется, можно делать отчёты, прогнозы, оптимизировать схему работы автопарка в целом или конкретных машин. ПО обычно поставляется в комплекте с тахографом. Информацию с тахографа можно перенести на съёмный flash-накопитель через порт USB (для доступа к информации понадобится «карта контролёра или «карта предприятия»).
06
Использование тахографа
Алгоритм работы с тахографом предельно прост. Эти устройства изначально разрабатывались с таким подходом, чтобы пользоваться ими могли водители в любой стране вне зависимости от языка, на котором они разговаривают. Для этого интерфейс тахографов сделан интуитивно-понятным, режимы работы изображены в виде пиктограмм.
07
Вставить карту водителя
Заступая на смену, водителю нужно включить зажигание и вставить персональную смарт-карту в слот тахографа («чипом вверх») до щелчка замка картоприёмника и ввести PIN-код. На дисплее появится фамилия водителя.
Готов к работе
Водитель может вручную ввести нужные ему данные о своих действиях до начала рейса (отметить режим отдыха или выполнение каких-либо видов работ, если он ими был занят до начала смены).
Управление ТС
Работа помимо вождения (загрузка/разгрузка ТС и т. п.).
Прочие работы
Режим проведения загрузки/разгрузки и прочих работ в моменты, когда движения автомобиля не происходит.
Отдых
Его нужно включать во время перерывов на работе и в тот момент, когда транспортом управляет напарник, а у водителя начался запланированный период отдыха во время рейса.
Как сделать заказ
Если вы хотите подключиться к облачному сервису мониторинга транспорта или внедрить любую другую отраслевую систему мониторинга и управления транспортными средствами у себя на предприятии, приобрести ГЛОНАСС-оборудование с соответствующим программным обеспечением, то мы готовы проконсультировать вас, подобрать подходящее решение, а так же быстрый, удобный способ доставки и оплаты. Для консультации или покупки выбирайте удобный для вас способ:
Позвоните по телефону:
8 800 700 82 21 (звонок по России бесплатный)
Закажите бесплатную консультацию специалиста