Сегодня разбираемся что происходит с рынком микроэлектроники и как это сказывается на нас с вами.

Как выжить в мире без криптовалюты, онлайн-магазинов, виртуальных игр и автономного транспорта? Прогресс разогнался до таких скоростей, что уже недостаточно раз в год-два менять гаджеты на более мощные, обновления требуются постоянно, поэтому и в технике появляется все больше микрочипов. И, казалось бы, это нормально, только вот микросхем на всех не хватает.

Начало 2020 года — коронавирус и вынужденная изоляция парализуют продажи автомобилей, заводы встают, а освободившиеся квоты на микрочипы тут же разбирают производители электроники — у них резкий подъем, только успевай штамповать ноутбуки, приставки, смартфоны и все, на чем можно запустить Zoom.

Параллельно летит к звездам курс биткоина и спрос на видеокарты для криптоферм.

Годовой объем рынка компонентов по состоянию на 2019 год оценивается почти в 500 миллиардов долларов. Для сравнения, мировой рынок конечных устройств на основе электроники — более полутора триллионов долларов, (смартфоны перевалили в 2018 за 480 миллиардов). Для сравнения автопроизводители всего мира получают 450 миллиардов только за один квартал.

Разделение на сегменты потребителей на этом рынке за 2018 год представлено на рисунке.

При этом В структуре «потребления» полупроводниковых схем, по оценке компании IC Insights, производители компьютеров в 2019—2020 годах занимали 32%, на смартфоны уходило 28% микрочипов, на бытовую электронику 14%, а автомобили забирали уже только 10%.

Не дает спокойно пить кофе и так называемый «Контейнерный кризис». Еще недавно количество приходящих и уходящих морских контейнеров между Америкой и Азией было примерно равно, а небольшой дисбаланс легко компенсировался тарифами на перевозки и допроизводством металлических ящиков.

Из Китая и стран Азии шли контейнеры с одним товаром, а возвращались с другим. И ни у кого не было проблем, простые американцы покупали кадиллаки, а китайцы строили очередную фабрику.

Из Корона-кризиса Китай вышел заметно раньше, чем США и быстро вернулся к работе, под ободряющие лозунги произвел товар и отправил заокеанским партнерам. А эти партнеры еще даже не думали становиться за станки, сидя дома ждали доставку из ближайшей бургерной.

В итоге отправить обратно им было нечего, а гонять пустые контейнеры через половину земного шара занятие убыточное. Тысячи контейнеров зависли в американских портах, товародвижение в обе стороны замедлилось, цены на доставку, контейнеры и сами товары из Азии поползли вверх.

Теперь о том, что сейчас видим мы, как производитель электронных устройств:

Сроки поставки компонентов:
В среднем от+50% до +200% на большинство позиций. Так же есть особые компоненты, срок поставки по которым вырос с 3 до 54 недель. Теперь для корректного планирования впору нанимать штатного экстрасенса.

Цены:
от +50 до +400% на самые востребованные позиции. Ситуация такова, что сам факт наличия некоторых компонентов вынуждает принимать решение о закупке даже несмотря на стоимость.

Сохранение договоренностей:
В такой ситуации поставщики компонентов предпочитают выбирать крупных потребителей, жертвуя небольшими и средними заказами. Заявки могу пропадать, а ранее согласованные квоты пересматриваться.

Мы были бы рады сказать, что ситуация штатная, и мы готовы обеспечить все заказы. И сейчас все так и есть.

Но рынок преподносит новые вводные, предсказать которые можно далеко не всегда.

Сейчас мы в срок выдаем все оплаченные заказы и имеем на складе достаточно компонентов для всех терминалов УМКа и дополнительного оборудования к ним. Так же подстраховываемся и другими методами, в том числе диверсифицируя поставщиков.

Наша собственная производственная линия сейчас загружена немного больше среднего, но тем не менее имеет значительный ресурс мощности и позволяет выпускать терминалы, что называется «на склад».

В завершение, хотим порекомендовать партнерам воздержаться от паники и пополнять свои склады по потребности.